|
Каталог статей
Nika. Воспоминания
О существовании студии пантомимы в ДК им Курчатова я знала от мамы,
работавшей в театре Образцова. Первым увиденным спектаклем было
"Преодоление" в ЦДРИ! 9 октября 1975 г. Не могу сказать, что сразу всё
поняла. Осталось ощущение чего-то очень важного, серьёзного и значимого,
к чему обязательно нужно будет вернуться. Потом была "Вьюга" в ДК им
Курчатова и, наконец, "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Незадолго до
этого я видела ленкомовский спектакль, который мне очень понравился. Но,
при всём моём уважении к "Ленкому", произошло то, что бывает при
повторной записи на магнитную ленту... Спектакль вырвал меня из плена
обыденности; возможно, тогда произошёл переход количества увиденного в
качество восприятия окружающей действительности и, конечно, искусства. Я
целиком приняла язык этого театра, и до сих пор считаю его настоящим
прорывом к правде на сцене. А потом уже были просто "запои" - "Серп и
Молот", ТЮЗ, ЦДКЖ, театр Эстрады и даже концертный зал "Россия". Я
таскала на спектакли своих друзей, знакомых, коллег по работе, потому
что не поделиться этим было невозможно. Не всех "пробивало", некоторые
ограничивались дежурными комплиментами, но одна подруга сказала
: "Знаешь, я как будто в баню сходила!" И я поняла, что старания были не
напрасны.
Театр Мацкявичюса - это не развлечение, не удовольствие,
это каждый раз экзамен не только для актёров, но и для зрителей. Я давно
пыталась понять, почему так страстно хотелось оказаться на этой сцене
(как выяснилось впоследствии, не мне одной). Недавно прочитала интервью с
поэтом, переводчиком, доктором богословия Ольгой Седаковой. Она
говорила о современном искусстве, которое стало слишком приватным, о
том, что "мысль, поэзия, искусство всегда были противопоставлены
обыденности, но теперь обыденность заняла всё пространство жизни".
Cовременный человек живёт так, как будто абсолютных истин не существует.
Раньше тоже немногим удавалось вырваться за пределы обыденности, "но
при этом все знали, что есть другое, и что другое и есть норма". Речь в
интервью шла и о древнегреческой трагедии, о её очищающей роли, о
катарсисе как следствии осознания собственной вины, об очищении через
боль, о "странном наслаждении" "удостовериться в том, что есть некоторые
незыблемые, "последние" вещи - даже если они направлены против тебя,
если они тебя осуждают". Вина современного человека, по мнению
О.Седаковой, не в том, что он что-то сделал, а, наоборот, в том, что он
чего-то не сделал, спрятался, и в первую очередь, от самого себя.
Я
читала всё это, а перед глазами вставали сцены из спектаклей. На сцене
была норма - поиск своего предназначения, преодоление не только
препятствий окружающего мира, но и самого себя ради постижения
абсолютных истин. Контраст с мелочной, суетной, бессмысленной
повседневностью вызывал шок, потрясение: на что же мы тратим драгоценное
время? Очень трудно было выйти из зала и вернуться в реальность До сих
пор завидую белой завистью тем, кому посчастливилось быть внутри или
хотя бы рядом с этим театром, общаться с Мастером. Сейчас точно не
помню, кто это сказал - Карл Густаав Юнг или Эйнштейн, - "проблемы не
решают, над ними поднимаются". Достаточно просто изменить приортеты в
жизни, и многие проблемы теряют над нами власть. Без Мацкявичюса я
пришла бы к этому выводу гораздо позже.
К сожалению, после "Песни
Песней" я больше ничего не видела, а 16 января 2008 года развернула
"Вечернюю Москву" и вдруг ощутила, что потеряла очень близкого человека,
хотя никогда не была с ним знакома. Мне довелось побывать на двух
презентациях книги Мацкявичюса; я снова увидела фрагменты любимых
спектаклей, услышала воспоминания актёров, потом прочитала книгу и хочу с
полной уверенностью сказать: по отношению к Мацкявичюсу "светлая
память"- это не просто штамп. Она действительно светлая.
Память актёров и зрителей обычно разделяет рампа. Пусть здесь она будет общей.
|
Категория: Воспоминания зрителей | Добавлено: (23.11.2011)
|
Просмотров: 521
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
 Книга Гедрюса Мацкявичюса "Преодоление" |
|