|
Каталог статей
Александр Иванов. Воспоминания
Нам повезло с Гедрюсом Мацкявичюсом.
Нам повезло увидеть все (или почти все) его спектакли именно тогда,
когда они были созданы. Пережить эмоции именно в советскую эпоху,
торжествующую серость и конформизм которой отрицал автор Времен Года и
Преодоления. Узнать уже тогда, что правы не они, следящие за каждым
нашим шагом из окон своих кабинетов, а мы, соучастники гедрюсовских
феерий. В эпоху тотального контроля слова театр Гедрюса Мацкявичюса был
счастливым местом собрания единомышленников на сцене и в зале.
В
эпоху тотального запрета всего неумещавшегося в прокрустово ложе
партийных задач и идеологических штампов, Красный Конь, Преодоление,
Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты, Времена Года были спектаклями, которые
немедленно и безоговорочно были приняты зрителями не просто как свой
театр, а как свой язык, недоступный бюрократам, избежавший цензурных
обрезаний; не просто театральный прием, изысканная форма самовыражения
одного Художника, а средство общения между единомышленниками, средство
передачи важного сообщения без использования традиционного для русской
интеллигенции слова; не просто новое дыхание, явление на сцене, а
подлинный воздух свободы, театр в котором сошлись наши ожидания
откровенного разговора о том, кто мы, почему мы позволяем себе так жить,
и как мы можем это изменить.
Мне кажется, что Гедрюс был
романтиком по своему мировосприятию, a его спектакли, разные по
стилистике, настроению, образному ряду, говорили непосредственно к
аудитории, используя исключительно пластические возможности
человеческого тела, мимику лица, выразительность жеста.
Пластика
была уместна при передаче 3-хмерного мира скульптур Микельанджело, в
котором скульптуры были не менее живыми, чем люди. Преодоление было
очень точным названием, заключавшим в себе много смыслов. Это и
преодоление тяготения камня, мраморное тело которого наделялось душой, и
преодоление страха ученика скульптора перед твердостью камня, его
холодом и бездушием. Преодоление страха перед фанатизмом, иерархией,
традицией. Преодоление молчания камня говорящей пластикой тела,
траекторией жеста, мимикой лица. И откровенный разговор без слов о
преодолении страха и об утверждении веры в себя, в человека-творца,
который, спасибо Гедрюсу за это открытие, сидит в каждом из нас.
Одним
из моих самых любимых спектаклей были "Времена Года” – веселый марш
Героя под музыку Вивальди, неутомимый бег под ударами дождя и ветра,
перед погодой, верность своим идеалам, победа над искушениями остаться
среди комфорта и даже роскоши, которые оказываются слабее жажды
странствий, поиска новых дорог, наслаждения одиночеством и абсолютной
свободой.
Полотна Петрова-Водкина, Фалька, Дега, Тулуз-Лотрека,
Рериха, Сезанна, Мунка и др., тревожные, но одновременно и радостные,
праздничные оживали в спектакле "Красный Конь”, в котором Гедрюс в
поисках жизненного пути человеком прочитывал по-новому взаимодействие
Художника и мира, и это переосмысление позволило заново пережить
ощущения перемен, краха догм, деспотизма бессмысленных законов,
застывшей мертвой системы и расцвет яркой, светлой, живой, полной красок
и свежего воздуха нового жизнеутверждающего пространства, в котором
краски дарили радость, вдохновение, отбрасывали страх.
Наверное,
страх – это ключевое слово к спектаклям Гедрюса Мацкявичюса. Спектакли
Гедрюса Мацкявичюса – о преодолении страха, будь то страх перед долгой,
неизвестной, возможно, полной опасностей дорогой или неподатливым,
тяжелым, твердым, как мрамор, материалом, или организованной силой
политической машины, или страх перед пустотой и не эмоциональностью
холста.
Герои Гедрюса Мацкявичюса находили в себе нечто, что
помогало им победить зло, смерть, страх, противостоять силам зла, врагам
свободы и правды.
Александр Иванов, Нью-Йорк
|
Категория: Воспоминания зрителей | Добавлено: (23.11.2011)
|
Просмотров: 557
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
 Книга Гедрюса Мацкявичюса "Преодоление" |
|