Гедрюс
Мацкявичюс     


"Творец должен творить, но никоим образом не заниматься саморекламой и самопродвижением."


Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Воспоминания актёров театра Гедрюса Мацкявичюса

Павел Брюн. "Фотографии"

Помню и Студию Гедрюса Мацкявичюса, и каждого из студийцев, с которыми я провел без малого девять лет, без сомнения определивших практически все ключевые моменты моей дальнейшей, во многом - беспутной, но, как ни странно - счастливой жизни.

Призадумался, и заглянул в Архив моего журнала...
За два с небольшим года он не стал "толстенным фолиантом" из тысяч записей и десятков тысяч комментариев. В нём - всего восемьдесят осколков моей памяти, не считая той странички, которую я пишу сейчас. И из этих восьмидесяти историй - лишь две-три так или иначе относятся к Театру Пластической Драмы Гедрюса Мацкявичюса, одна из которых - злобная, но правдивая новелла "Замес", а другая - вольно написанный зимой 2008 г. некролог на смерть моего Учителя, Гедрюса Мацкявичюса. Плюс, пара-тройка "всплесков" игривой памяти в тех главках, в которых я говорю о своей московской молодости.

Призадумался, и вспомнил восемнадцатое мая сего года, когда в день рождения Гедрюса, мы, его ученики, последователи и почитатели, собрались в небольшом актовом зале одной московской академии, и поминая учителя, вспоминали и спектакли, им созданные. И вспоминали не только на словах. Некоторые из нас, наиболее ретивые, играли коротенькие, но очень важные эпизоды из безвозвратно ушедших спектаклей. Да что уж - "спектаклей"? Из безвозвратно ушедшей эпохи. Именно так.

Так уж исторически сложилось, что Театр Пластической Драмы "не попал" в эру видео. В наши лучшие годы в Москве едва ли не единственными, счасливыми обладателями видеокамеры, помимо компетентных органов, были Народные Артисты СССР Е.Максимова и В.Васильев. Их часто видели с камерой на спектаклях заезжих звёзд Западного балета. Камера была громадна, и, как я помню, Васильев снимал, а Максимова носила за ним какую-то штуковину, соединенную с камерой проводами. Сейчас я догадываюсь, что это могла быть батарея. Но - не суть...

Не снимали нас на своё домашнее видео Максимова с Васильевым, хотя театр наш любили, и бывали на спектаклях многократно.
Но зато, многочисленные студенты ВГИКа баловали нас своим вниманием всерьёз, и наша студийная жизнь не раз становилась предметом курсовых, а иногда - и дипломных работ, как режиссеров-документалистов, так и операторов.
Нашими фото-летописцами были такие Люди, как Валентин Серов, Игорь Гневашев и Андрис Слапиньш, тогда ещё - студент операторского факультета ВГИКа, впоследствие убитый, якобы "шальной" пулей на глазах всей Страны, во время событий в Риге в момент распада Империи, и практически снявший свою смерть на свою же, никогда не останавливавшуюся, камеру...

И вот, в актовом зале, битком набитом всеми теми, кто помнит и любит Театр Гедрюса, мы вспоминаем...
Мы говорим...
Мы играем...
И мы смотрим. Мы смотрим  множественные "слайд-шоу" из фотографий, запечатлевших работу над тем или иным спектаклем...
Потом - мы смотрим ВГИКовские киноматериалы, и немногочисленные, снятые уже на закате Театра, теле-интервью самого Гедрюса, и фрагменты некоторых спектаклей...

Я смотрю на экран, и с изумлением понимаю, что фотография оказалась по отношению к ТЕАТРУ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДРАМЫ куда справедливее и объективнее, и запечатлела куда больше ПРАВДЫ ДВИЖЕНИЯ и ИСТИНЫ НЕРВА наших спектаклей и репетиций, чем добросовестно и качественно отснятые теле- и киноматериалы.
Как такое могло получиться?! Ответов на этот вопрос может быть много. Одни скажут - "время другое было". Другие - напомнят о том, что для съемок физического (да и не только!) театра необходимо создание совершенно иного мизансценирования, как минимум...
И то, и другое - верно. Теоретически.

Но мне подумалось вот что:
Наверное, именно фотографии было дано ухватить и передать саму суть "движения из точки А в точку Б", и квинтессенция эта как бы отметала напрочь те "сучки и задоринки", ставшие достоянием теле- и киносъёмки. И речь тут не о "полировке корявой действительности". Вовсе нет! Мы не позировали фотографам никогда, да и не были особенно корявыми,  Просто это был Тотальный Репортаж, и мы не знали, да и не заботились о том, когда фотограф жмёт на спуск. Мы жили в своём Мире. Мы занимались Делом.

Перед кинокамерой же, атмосфера диктовалась её , кинокамеры, присутствием, и те самые драгоценные моменты спонтанности и искренности, которые никогда и ничем невозможно подменить в пластическом театре, и которые столь виртуозно выхватывали из всета мастера -фотографы,  становились предметом "кадра такого-то... дубля такого-то..."

...Ушло время Театра Пластической Драмы. Ушли и многие из Людей, его создававших. Не стало Учителя. Но остались именно те, черно-белые фотографии, сохранившие ПРАВДУ о нашем ДВИЖЕНИИ.

Светлая, льняная головушка, Эрнест Мацкявичюс, которого я помню ещё двухгодовалым малышом, сидящем в углу нашего репетиционного зала, пока его отец и мы, работаем над чем-то, ему тогда ещё непонятным, теперь, ценою титанических усилий издал книгу воспоминаний Гедрюса, полную и тех бесценных фото, о которых я обмолвился сегодня утром. "Преодоление" называется эта книга...

Попадётся - загляните. Увидите там такое, чего я уж, наверное, написать-то и не сумею...


Источник: http://pavel-lv.livejournal.com/22826.html
Категория: Воспоминания актёров театра Гедрюса Мацкявичюса | Добавлено: (20.10.2010) | Автор: Павел Брюн
Просмотров: 488
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Случайное фото



Статьи


Книга
Гедрюса Мацкявичюса
 "Преодоление"