"Моя цель предполагала её недосягаемость, а не своё быстрое осуществление. Моя цель предполагала испытание трудностями на протяжении всей жизни, а не сулила благодать и радость в недалёком будущем."
Гедрюс о своём театре может
говорить бесконечно. Когда ему бывает трудно что-то выразить словами. он
вскакивает и показывает это пластикой, движениями, жестами. В такие минуты
понимаешь, что даже в жизни главный режиссёр Московского ансамбля пластической
драмы не может существовать вне искусства, которому посвятил свою жизнь.
Двенадцать лет назад, будучи ещё студентом режиссёрского факультета
ГИТИСа, Гедрюс Мацкявичюс возглавил группу пантомимы, которая после долгих
поисков помещений для репетиций обосновалась в одном из домов культуры.
Начались занятия, поиски, эксперименты. Одно открытие шло за другим. В процессе
кропотливой работы рождалась эстетика театра пластической драмы, создавался
язык пластической выразительности. Студия росла, а в 1978 году она получила
статус профессионального театра. И вот в репертуаре уже одиннадцать спектаклей.
- За
литературную основу своих спектаклей я беру произведения, в которых много
стрессовых моментов, -говорит режиссёр.
– Их я стараюсь вывести на тот кульминационный предел, когда слова исчезают.
Ведь именно безмолвие соответствует всем пиковым, экстремальным ситуациям
человеческой жизни. Тогда-то и возникает среда пластической выразительности, в
которой внутренний мир человека предстаёт перед зрителем предельно искренним и
открытым. Взгляд, жест, поза, едва уловимое движение тела могут сказать больше,
чем слова.
Любойспектакль Мацкявичюса – это эксперимент. Одиннадцатьспектаклей –одиннадцать экспериментов. Стиль видения мира режиссёра стал
стилем всей труппы. Двенадцать лет развития театра создали коллектив
единомышленников. Сейчас их восемнадцать, почти все они драматические актёры,
выпускники ГИТИСа, избравшие среди всех путей этот самый неизведанный и
тернистый.
- Гедрюс, искусство пластики предполагает идеальное владение своим телом,
пластическую культуру, которой у драматического актёра нет. Почему же Вы берёте
в студию ребят из ГИТИСа, а не, скажем, из хореографических училищ?
- Там другая школа, другого уровня эмоциональность. А переучивать
гораздо трудней, чем даже учить заново. Каждый драматический актёр обладает
основами пластической грамоты, и его надо только доучить.
- А куда же Вы уйдёте, если исчерпаете себя в
пластической драме?
-Надеюсь, этого не произойдёт. -
смеётся Гедрюс. - Замыслов у меня масса. Скоро выпустим "Историю
солдата” на музыку Стравинского. Есть идея поставить "Фауста”, также будем
делать ещё спектакли, куда введём слова. Идеи носятсяв воздухе, и надо только уловить их и реализовать.
Сейчас театр идёт к конкретизации, к более детальному рассмотрению маленького
человека. И меня это очень заинтересовало. Так что зерно брошено и начинает
прорастать.
В первой половине января в ДК "Серп
и Молот” Московский ансамбль пластической драмы покажет свои работы москвичам.
Вы сможете увидеть "Преодоление”, "Звезду и Смерть Хоакина Мурьеты”, "Красного
коня”, "И дольше века длится день”, "Времена года” и другие спектакли.