"Идти, не сбиваясь и не сворачивая с дороги. Идти и не бояться, что никогда не придёшь. Идти и верить. Верить и надеяться. Надеяться и любить. Идти..."
Не произнося на сцене ни единого
слова, ведут диалог со зрителем артисты Московского ансамбля пластической драмы.
Их язык — это органичныйсплав актерского
мастерства, пантомимы, музыки, танца. Выступления коллектива, чье искусство
не нуждается в переводе, включены в культурную программу XII Всемирного
фестиваля молодежи и студентов.
Театр этот ни на какой другой не
похож. У него свой стиль, свой особый почерк. Сегодня в активе ансамбля более
десяти постановок — смелых, острых, оригинальных. И главное — по существу
новых, неожиданных для зрителя.
Уже много лет с успехом идет
здесь «Преодоление» — композиция о жизни и творчестве гения эпохи Возрождения
Микеланджело Буонарроти. Среди лучших постановок театра «Красный конь» — импровизация
на тему живописных полотен Петрова-Водкина, Рериха, Тулуз-Лотрека, Гуттузо.
Серия гравюр народного художника Литовской ССР С. Красаускаса «Вечно живые»
предстала в последней работе труппы, посвя- щённой 40-летию Великой Победы.
Создание спектаклей по мотивам произведений изобразительного искусства — в
традициях этого необычного коллектива,
руководит которым молодой, разносторонне одаренный режиссер Гедрюс Мацкявичюс.
— Считаю, что в жизни мне повезло, — говорит он. — Я занимаюсь любимым делом — работаю в театре.
Однако
путь к этому был
непростым. Сейчас Гедрюс
вспоминает, как удивились
его степенные земляки из
маленького литовского
городка Дукштаса, когда
он, выпускник химического
факультета Вильнюсского университета, отклонил предложение остаться на кафедре фармакологии для научной работы и поступил в молодежный драматический
театр. Но выбор был сделан раз и навсегда. Следующей ступенькой на пути в искусство стала для
Гедрюса учеба в ГИТИСе, где его педагогом была замечательный мастер М. Кнебель.
А
потом Гедрюс совершил
то, на что отважится не всякий профессионал, — ушел в любительский коллектив. Возглавив самодеятельную студию пантомимы при Доме культуры Института имени И. В. Курчатова, он начал создавать свой театр.
Шесть раз в
неделю до глубокой ночи
занимались энтузиасты.
Репетировали,
пробовали, набирались опыта — словом, учились. Вместе со своими подопечными новому сценическому мышлению учился и их наставник. Спектакли Мацкявичюса в полном смысле слова — произведения авторские. Он сам пишет композиции, подбирает музыкальное оформление, осуществляет постановку. Он не боится обращаться к самой сложной и разноплановой
литературе. В исполнении артистов ансамбля ожили образы блоковского «Балаганчика» и поэмы
«Двенадцать», драматической кантаты П. Неруды «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день». Широко используя метафоры, символы, аллегории, Мацкявичюс легко переносит действие из Древней Эллады или чудесной сказочной страны, рожденной воображением Андерсена, в день сегодняшний.
Скажем прямо, смотреть такие спектакли непросто, но чрезвычайно интересно. Стараясь постичь глубинный смысл происходящего на сцене, сидящие в зале невольно включаются в
творческий процесс, становятся как бы его соавторами.
— Вовлечь зрителей в духовную, интеллектуальную работу — задача ответственная,— говорит Г. Мацкявичюс. — Осуществить ее может только настоящее искусство. Именно этого мы стремимся
достичь.
За время
своего существования коллектив добился немалого — семь лет назад ему присвоен статус
профессионального. Oднако театр по-прежнему учится, растет. Неустанный поиск, эксперимент,
увлеченность и бесконечный труд остаются
основными заповедями его
творчества. У театра пока нет постоянной сценической площадки. Но у него есть нечто большее — свой неповторимый стиль, серьезный репертуар и свои зрители. Они верят: ни одним спектаклем Московский
ансамбль пластической драмы не
разочарует. И театр оправдывает это
доверие.