Гедрюс
Мацкявичюс     


"Не только каждую новую работу, но и каждый день надо начинать так, словно ты чистый лист бумаги, который надо заполнить."


Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Интервью

Глазами слышать...


У нас в гостях главный режиссёр театра пластической драмы Гедрюс Мацкявичюс.

 




  — Считаете ли Вы, что Ваши спектакли объединяет какая-то одна тема?

  — Видимо, да. Наверное, у каждого художника есть своя тема, которая преследует его всю жизнь,  утомляет своей назойливостью и невозмож­ностью осуществить до конца. Меня же всегда волновала проблема творческой личности, творческой  природы  чело­ века, самого творчества. И мой герой,        которого я вывожу на сцену, всегда творческий человек. Человек с воспалённым сознанием. Таков Микеланджело, Художник из "Красного Коня”, Герой из "Блеска золотого руна”. Также Петруха из "Двенадцати”. Это не растерявшийся в революционной стихии мальчик, а человек, который в воспалённом сознании творит свой мир. Едигей из спектакля "И дольше века длится день”. Может быть, не всё у него реализовано в чём-то конкретном, но сознание Едигея вмещает в себя целый мир мифов, легенд и сказаний, всё прошлое, настоящее и будущее своего народа, весь космос.

 

 — Можно ли считать, что Вы нашли свой собственный театральный язык?

 — Для каждого спектакля мы ищем свой язык, потому что не хотим повторять уже один раз произнесённые слова. Опасаемся также возможности заговорить на эсперанто собственного сочинения. А поиск нового языка – это действительно сложный путь.

   Перед началом работы над спектаклем "Глазами слышать – высший ум любви” по мотивам сонетов Шекспира (премьеру намечаем в июне этого года) мы прошли большой курс по изучению английского Возрождения, а также проделали кропотливый анализ самих сонетов – их эмоциональной первопричины, образности, структуры. Лишь после этого у нас появилась смелость приступить к работе и попытаться создать спектакль по сонетам Шекспира только с им присущей поэтической лексикой.

 

 — Это и есть Ваш метод погружений в материал во время работы над спектаклем? Расскажите о нём подробнее.

 — Ещё работая актёром и чувствуя свою необразованность, я сделал сам для себя трёхгодичную студию изобразительного искусства. Изучал разные эпохи, стили, направления. Кроме теоретических занятий я устраивал дома у себя выставки репродукций картин, которые менял каждую неделю. Когда ты живёшь в    комнате, где на стенах всё время висят картины, то можно уверенно сказать, что ты погружаешься в мир художника. Потом объединил вокруг себя и своих коллег. Мы жили тогда словно в заколдованном круге, очарованные открывающимся для нас миром красок, светотеней, ритмов. Вот тогда я и осознал важность процесса погружения в материал. И наше тело – наш главный инструмент – становится мудрым, чутким и выразительным. Он сам начинает нам подсказывать ту единственную Правду, к которой, оказывается, мы и стремились.

 

 — В "И дольше века длится день” Вы расширили рамки своего искусства пластической драмы и ввели в сценическое действие слово. Что показал этот эксперимент? Считаете ли Вы эксперимент удачным?

 — Язык пластики настолько богат, что необходимость в слове исчезает. Мы пытаемся уловить эти внутренние ритмы человеческого духа, выявить скрытые законы его жизни.

 

 — Вы начинали в Каунасе в театре пантомимы Теннисона, который как свидетельствуют очевидцы, был очень интересным явлением в театральном искусстве.

 — Теннисон – необыкновенно талантливый человек. Свой театр он создал, когда ему был 21 год, и за несколько лет его существования заложил такую программу идей, что литовский театр почти целое десятилетие питался ими. Этот человек раскрыл мне совершенно другой мир. Он показал, что в жизни существуют не только общепринятые причинно-следственные связи, но и совершенно другие, которые-то главным образом и представляют интерес для искусства.

 

 — В ГИТИСе Вы учились у Кнебель…

 — Мария Осиповна – Человек, за которым стояла культура целого века. Она долго работала со Станиславским. Была продолжателем его идей в театре, и потому, можно сказать, систему Станиславского мы получили из вторых рук. Прекрасно было то, что она не кроила никого по своей мерке, а пыталась раскрыть то, что заложено в самом человеке. Это гений педагогики.

 

 — Есть ли у Вас любимый спектакль?

 — Любимым обычно бывает последний. Но у меня пока что остаётся спектакль "И дольше века длится день”. Он самый выстраданный и, как мне кажется, самый мудрый, потому что в его основе лежит одно из самых мудрых литературных произведений современности. Нам удалось в одном актёре реализовать связь айтматовских персонажей.

   А сценография спектакля!.. На сцене лишь единственный декорационный элемент – огромный парашютообразный кусок материи, с изумительной лёгкостью трансформирующийся то в снежные заносы, то в море, то в степь, то в космическое пространство… Возникла совершенно неожиданная образность.

   Да, пожалуй, это самый дорогой, самый любимый спектакль.

 

 — А как Вы относитесь к "Преодолению”?

 — "Преодоление” для меня – это реликвия, молодость. Сейчас я уже не смог бы поставить подобный спектакль.

 

 — Кто готовит актёрские кадры для Вашего ансамбля?

 — Пока никто. К сожалению, из-за этого мы теряем очень много времени для учёбы внутри театра. Пришедшие к нам выпускники вузов и хореографических училищ не умеют того, что умеют уже работающие в театре актёры. Им приходится переучиваться заново. Чтобы процесс подготовки новых актёров был более продуктивным, конечно, необходимо специализированное обучение. Это очень важная проблема. К моей большой радости, в этом году Министерство культуры СССР разрешило на базе ГУЦЭИ набрать актёрский курс, ориентированный на специфику нашего театра. Пользуясь случаем, хочу обратиться к юношам и девушкам, окончившим как среднюю школу, так и восемь классов. Если у них есть желание стать актёрами театра пластической драмы, театра, который в своих спектаклях использует выразительные средства драмы, пластики, танца, пантомимы, цирка, эстрады, то они могут попробовать свои силы.

 

 — Ваш театр остаётся постоянно молодым театром?

 — Я бы сказал по-другому – живым театром. Потому что сама специфика театра требует энергии, силы порыва и потому, пока театр творит – он жив. Он молод.


Беседу велаЕлена Мельникова





Категория: Интервью | Добавлено: (22.11.2010)
Просмотров: 505
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Случайное фото



Статьи


Книга
Гедрюса Мацкявичюса
 "Преодоление"