Гедрюс
Мацкявичюс     


"Если что-то не ладится в этой сцене, ищите ошибку не здесь а раньше". Оказалось, это не только театральная истина. Это закон жизни..."


Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Интервью

Девочка со спичками ("Московский комсомолец” от 26 ноября 1986 г.)



КОГДА до начала спектакля остается целый час, а лишний билетик    начи­нают спрашивать за километр от входа, о популярности та­кого театрального коллекти­ва можно не писать. Мос­ковский ансамбль пластиче­ской драмы, созданный и до­ныне возглавляемый Гедрюсом Мацкявичюсом, вот уже более двенадцати лет будо­ражит зрительские сердца своим необычным искусст­вом. О нем написано немало. А личность актера? Как она влияет на успех? Спросим об этом ведущую актрису ан­самбля Татьяну Васину.

   Таня, начну с коварного вопроса. А могли бы вы уй­ти в другую труппу?
  
Татьяна улыбается, на не­сколько мгновений задумы­вается и отвечает вопросом на вопрос:

   —А почему вы спрашивае­те именно об  этом?  Обычно все, кто пишет о нас, просят рассказать об
истории созда­ния ансамбля.

   Большинство  творче­ских  коллективов создается традиционно:  подвижник-ос­новоположник - когда в одиночку, когда с группой едино­мышленников  преодолевает сопротивление среды, и да­лее -- сквозь  тернии к звездам… Гораздо более интересно и важно­, удалось ли им создать нечто принципиально новое, уникальное, или же нечто подобное уже существовало в отечественной или зарубежной культуре.
  
А теперь понятно,  по­чему вы задали свой первый вопрос. Нет, конечно, я  не смогла  бы  уйти  в  другую труппу — хотя бы по  той простой  причине, что   во всем   мире, насколько  мне это известно,  нет такого театрального   коллектива, кото­рый изьяснялся  бы на  нашем  сценическом языке. Такова творческая   специфика  нашего ансамбля: не балет, не драматический театр, не пантомима, а именно пластическая драма. В каком другом театральном жанре актриса моего возраста успела бы сыграть столько разнообразных ролей: от андерсеновской Девочки со спичками до айтматовской Матери из "Буранного полустанка”, отблоковской Катьки из "Двенадцати” до Афродиты из древнегреческих мифов!

     Значит, Вы избрали свой жизненный путь осознанно и навсегда?

     Конечно, нет. Просто после школы я не прошла по конкурсу в театральный институт, увидела случайно объявление о наборе в студию Мацкявичюса, пришла и осталась (смеётся)… получается, что раз и навсегда.

        

Да, уже десять лет актриса Татьяна Васина работает в театре Мацкявичюса. Несколько лет назад она закончила ГИТИС по специальности "актёр драмы и кино”, где её педагогом был О.Я.Ремез, и сегодня она одна из самых интересных исполнительниц удивительно разнохарактерных ролей, которые в спектаклях Мацкявичюса почти не поддаются традиционному делению на главные и эпизодические. Все, кому посчастливилось увидеть её на сцене, не могли не почувствовать, как высока концентрация духовности в её последних ролях: Тересе из "Звезды и Смерти Хоакина Мурьеты”, Еве из "Преодоления” – спектакля о жизни и творчестве Микеланджело Буонарроти или, например, в ролях Матери, Белой Невесты, Ждущей из пластической композиции "Красный конь” по произведениям живописи Х1Х-ХХ веков.

     Таня, Вы лучше меня знаете, что всякое талантливое сценическое творение, обладая невероятной силой воздействия на зрителей, всё же почти до трагизма кратковременно, по сути дела, одноразово. Если труд поэта ,композитора, кинематографиста или архитектора сохраняется в их созданиях для современников и последующих поколений, то самый прекрасный театральный спектакль живёт ровно столько, сколько он продолжается на сцене. Согласен, что цветы, просветлённые лица аплодирующих зрителей, безусловно, оправдывают тяжкий труд актёра, более того, это слагаемые его творческого счастья...

     Что же, каждый актёр знает об этом… И всё же нам трудно, почти невозможно представить радость повседневного актёрского труда без зрительских эмоций. И неважно, что у нас аудитория всего в пятьсот-восемьсот человек (кстати, на больший зал нашего биополя уже и не хватило бы). Главное, со сцены мы чувствуем, как в результате наших усилий в зале рождается некое духовное единство людей, спаянность, общность понимания Добра и Красоты. А разве это не ценно в наше противоречивое непростое время! Важно и то, что в душе каждого -- а ведь большая часть нашей аудитории молодёжь -- хоть что-то останется от увиденного, от пережитого вместе с нами. Как говорил поэт, "нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…”

      Да, но прежде всё-таки надо суметь попасть на ваш спектакль, ведь ваши выступления неожиданны даже для постоянных зрителей театра. Я имею в виду то, что у вас нет ни своего помещения, ни постоянной программы на весь сезон.

      Лучше меня на этот вопрос ответил бы наш режиссёр… Но мне кажется, что своя постоянная сцена нам пока не нужна. В труппе нас всего восемнадцать человек, и мы работаем без "дублёров”: все актёры участвуют во всех спектаклях. Внутри спектакля мы постоянно варьируем исполнителей -- сегодня актёр играет одну роль, а назавтра -- другую. Но поскольку каждое представление идёт на пределе духовных и физических сил актёров, то легко представить, что было бы с нами, если бы весь сезон мы работали ежевечернее! Не говоря уже о каждодневных  шести-восьмичасовых  репетициях и тренаже, без которых актёр нашего профиля  сразу же теряет сценическую форму. Иное дело, если бы наша репетиционная база была бы получше… Нужен нам массажист -- разве можно обойтись без него, когда мы репетируем на холодных и почти не приспособленных сценах ДК или клубов? Хотя выступать на разных сценических площадках мне лично даже нравится…

      Таня, ещё один непростой вопрос. Смог бы ваш театр продолжать работу в заданном направлении без Мацкявичюса? Скажем, лет через десять?

      Он считает, что да. А я думаю, что нет.

      Не означает ли это, что надо сделать хотя бы видеозапись ваших лучших спектаклей? Так сказать, для потомков… ТВ снимало вас когда-нибудь?

      Снимать-то снимало, но это скорее рекламные ролики. А целый спектакль снять, наверное, слишком сложно. Сегодня эта задача для телевизионных режиссёров, видимо, не по силам. Во всяком случае, попытки вести съёмки опробованным путём пока успеха не имели...

      И последний вопрос

      Можно, я подскажу Вам, о чём меня спросить? Спросите, о чём я мечтаю!

      Наверное, о какой-нибудь несыгранной роли?

      А вот и нет! Мне очень хочется, чтобы мы восстановили одну из самых первых наших постановок – композицию по сказкам Андерсена "Времена года”, где моей первой ролью в жизни была "Девочка со спичками”…

                                                                                                                                

                                                                                                                                             М. АКЧУРИН

                                                                                                                     

"Московский комсомолец от 26 ноября 1986 г.


Категория: Интервью | Добавлено: (22.11.2010)
Просмотров: 587
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Случайное фото



Статьи


Книга
Гедрюса Мацкявичюса
 "Преодоление"